среда, 20 мая 2009 г.

9. В каждом человеке с самого рождения присутствуют три состояния, но в разных пропорциях.

Это немного расходится с приевшимся мнением, что человек сначала – Ребенок, потом через несколько лет – Взрослый и Родитель.
Сначала в ребенке больше состояния Ребенок: он с удовольствием познаёт мир, испытывая море впечатлений, делает что хочет.
Состояние Взрослый хоть и мало, но тоже присутствует в ребенке: он способен мыслить, понимать! Если родители хотят донести ребенку мысль, что, например, суп полезнее зефира, то наилучший способ – апелировать к состоянию Взрослый и спокойно объяснить, почему. Худший вариант – просто запретить есть зефир, рявкать, заставлять есть суп (воспитание рефлексов, обращение как с собакой). Возможно, это не лучший пример, потому что еда – отдельный разговор, тут можно было прибегнуть к уловке «запретный плод сладок» и сделать запретным плодом суп. Но основная мысль в том, что если хочешь научить ребенка тому, что полезно, нужно, целесообразно (атрибуты состояния Взрослого), то и разговаривать нужно как со взрослым (например, с коллегой по работе). Вы бы поняли объяснение, сделанное спокойно и уважительно? Значит и ребенок на это способен – иначе не имеет смысла учить его взрослым вещам. Конечно, Вы можете возразить, что, например, двухмесячный ребенок пока не понимает слов. Но он же понимает интонацию и отношение! Не лишне будет продублировать свои действия словами, чтобы ребенок привыкал, что может рассчитывать на вежливое уважительное разъяснение, поэтому и себя будет ощущать умным, понятливым, не зря заслуживающим такое отношение.
Родственники мужа на Украине обращаются с дочкой и как с ребенком и как со взрослым. Бабушка (педагог, директор школы) не устает объяснять 3-летней девочке, как нужно правильно задавать вопросы и строить предложения, чтобы окружающие поняли, что она хочет сказать. Также бабушка объясняет значение сложных слов и делает это так, как будто разговаривает со своей сверстницей или сыном, без сюсюканий или назидательности. Девочка и информацию усваивает и привыкает к вежливости, уважению, разговору на равных с родственниками. Она может, не стесняясь, вести нормальный разговор с человеком любого возраста, рассказывает что-нибудь и задает вопросы. Вернувшись домой в наш родной город, мы сравнили детей наших знакомых: в возрасте 4-6 лет они если и разговаривают, то отрывками, в основном убегают, прячутся, выглядывают из-за угла, кричат «У!».
Что касается состояния Родитель в ребенке – понаблюдайте как ребенок будет в игре разговаривать с куклами и игрушками. Я видела мультфильм, где девочка заставляет игрушку-мишку делать уроки и ругает его за плохую успеваемость – она явно скопировала своих родителей или учителей. Другой более позитивный пример: ребенок здоровается с окружающими, говорит «спасибо», «пожалуйста» (этикет), чистит зубы, моет ручки (гигиена).
Как видим, все три состояния в ребенке есть и развиваются с рождения. Было бы полезно помнить и обращаться ко всем этим состояниям, а не только к Ребенок, иначе состояние Ребенок будет длиться еще долго, чем и навредит маленькому человечку.
Кстати, мой муж называет свою 5-летнюю крестницу «маленькая женщина», как бы сообщая ей, что она такой же полноценный сложный уникальный человечек, только пока с небольшим жизненным опытом и маленького роста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий