четверг, 21 мая 2009 г.

С пеленок. Речевой аппарат.

Отдельно хотелось бы сказать о том, как взрослые у нас учат детей разговаривать.
Я связываю речь человека с его самочувствием на людях. Если сравнить поведение в обществе людей нашей страны с остальными, то наши сильно проигрывают.
Когда мы были с мужем в Праге, нас поразила манера людей свободно держаться: они излучают уверенность, спокойствие, свободу быть собой, хорошее воспитание. Европейцы везде разговаривают голосом с нормальной громкостью, даже не зная их языка чувствуется что они легко обсуждают обыденные вещи, смеются, говорят много и быстро, в голосе чувствуется доброта.
Переместимся на Украину, где нам посчастливилось пожить у родственников. Там люди чувствуют себя уверенно-нагло, задорно, разговаривают громко, много и быстро, в эмоциональном плане преобладают восторг, эйфория, позитив, энергия.
Наши много хамят, язвят, жалуются, разговаривают часто со злобой и надрывом, как будто у них «наболело», причем всегда; или молчат как послушные овцы, но по лицу видно, что копят злобу. Люди в нашей стране настолько зажаты, задавлены, запуганы, закомплексованы, что боятся выражать себя и в общественных местах и дома. Пример. Мы с мужем отдыхали на пляже в Алуште. Люди кругом, несмотря на море, сидели пассивно, боясь лишний раз пошевелиться и глазели друг на друга как зрители в театре. Стоило кому-либо встать и начать одеваться или пойти в море, остальные как по команде провожали его напряженным взглядом. И в это царство запора врываются наши украинские родственники: крестница мужа, Соня, с удовольствием и брызгами плюхается в воду, кричит, плескается, залезает на плечи папе и прыгает в воду, играет, зовет нас поплавать, просит кукурузу и шаурму. Она не обращает ни на кого внимания, занимается своими детскими делами и получает удовольствие по полной программе. Люди на пляже забыли про всё и смотрели на неё не отрываясь.
И вот, такие закомплексованные, в основной массе негативные страдающие люди учат своих детей говорить.
Бедная речь. Сами родители в основном немногословные, редко строят полные предложения, предпочитая говорить урывками, глотают, пропускают слова, пребывая в уверенности что их всё равно поймут, любят универсальные слова «штучка», «это» в разных вариациях и могут описать ими всё. Наши украинские родственники побывали в Крыму в долине сказок. Когда мы ехали в машине, мама попросила дочку рассказать о своих впечатлениях. Соня начала: «волк, баба-яга...». Мама тут же поправила её: «Я видела...». Тогда Соня исправилась: «Я видела волка, бабу-ягу...» и дальше старалась красивыми полноценными предложениями описать что она видела, а мама ей в этом помогала. В другой раз Соня сказала про кого-то из присутствующих: «Она...», бабушка тут же исправила её: «Аня». Тогда Соня продолжила: «Анечка...». Главное, когда учишь ребенка технически говорить правильно, делать это спокойно и с уважением, как с другом-ровесником, чтобы не вызвать у ребенка сопротивления.
Затыкают детей. Вот один из многочисленных позитивных примеров от украинских родственников: маленькая Соня рассказывает нам какую-то историю, а её мама обратилась с вопросом к своему мужу, потом она извиняется перед дочерью: «прости, доченька, я тебя перебила, рассказывай дальше». Родителям важно не только как ребенок говорит, но и сама идея приучить ребенка разговаривать на публике. Дети там и разговаривают как полноправные члены семьи со всеми, иногда перетягивая лидерство, и без стеснения поют песни про любовь, и взрослые никогда их не затыкают. А что у нас: идет женщина с маленькой девочкой и злобно шипит на неё «замолчи!!!». Почему замолчи? Мама устала? Но это же ребенок, а не телевизор! Такая у него физиология: в первые три года он развивается рекордными темпами , а послушное молчание грозит умственной отсталостью, не в 18 же лет начинать разрабатывать свою речь! Если же ребенок говорит глупости, нужно объяснить ему это, иначе возникнет проблема, аналогичная случаю с «Нельзя»: ребенок будет надрессирован молчать, а сути, что он сказал не так, не поймет. Вот русский негативный пример: сидим в деревне у костра, жарим шашлыки, 12-летняя дочка моей старшей сестры сказала что-то неостроумное, детское – сестра явно смутилась и тихо проговорила: «может тебе пора идти спать?». Она даже не попыталась помочь дочери, не обратила всё в шутку, напряглась как на публичном выступлении.
Даже взрослые стесняются о многом говорить, выдумывая запретные темы. Папа смущается даже когда мама вспоминает на людях как была беремена мной, что чувствовала, как я сильно толкалась – папа пытается тайно делать маме знаки, что она выдает нечто неприличное и должна замолчать. Нередко можно услышать фразы: «Вы о какой-то ерунде разговариваете!», «Ну хватит», «Ну чё ты как эта...». А сколько красноречивых стыдливых взглядов мне пришлось ловить и в основном от близких людей, хотя, по большому счёту, причин не было – у родителей были комплексы «идеального выступления», так что я настолько фильтрую свой разговор, что боюсь вообще рассуждений на вольные темы, по крайней мере при родителях.
Выявляется заметное противоречие: с одной стороны, люди страдают комплексом идеального выступления, т.е. хотят говорить красиво и умно, с другой стороны, этот комплекс накладывает ограничения на обсуждаемые темы, предполагает смущение, боязнь выглядеть глупо – что-то вроде призрака родителей за спиной, которые в детстве не скрывали своего стыда за ребенка (а ребенок это видел и страдал), а также бедную беглую речь, потому что те же родственники, стесняясь, затыкали детей, не давая возможности вволю наговориться, познать на практике богатство родного языка, прочувствовать все возможности своего речевого аппарата, который кстати, напрямую связан с мозгом. Так что совет, которому я буду следовать: терпеливо, но ненапряжно учить ребенка правильно разговаривать, как технически оттачивать речь, так и эмоционально – пусть привыкает говорить на людях и общается со всеми! Я считаю, что если с детства у ребенка появятся эмоциональные преграды к общению, то позже возможны и физиологические ограничения, всё это негативно отразится на коммуникабельности а на работе уже взрослый человек будет бояться как минимум публичных выступлений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий