четверг, 14 мая 2009 г.

7. Моя травма униженного. Живые примеры – из раннего детства во взрослую жизнь.

Как оказывается важно правильно воспитывать ребенка именно с момента рождения. Последствия воспитания в первые три года проявляются на протяжении всей жизни.
Ситуация 1. Когда я была совсем маленькой, то любила включать дома музыку и танцевать. Я смотрелась в отражение в стеклянной стенке. Какого же было мое смущение, когда я увидела в отражении своего отца, который прятался за углом и подсматривал за мной. Он очень радовался и делал знаки маме, чтобы она тоже посмотрела на меня, но почему-то тайно. Я стала думать, что делаю нечто очень личное и стыдное, если родители не решаются показать свое присутствие. Было чувство, что меня застали голой или в туалете. Если бы папа прошел в зал как ни в чем не бывало, похвалил бы меня и сел на диван читать газету или подтанцовывал в знак одобрения, я бы продолжала с удовольствием танцевать и не подумала бы смущаться. В ответ, я стала выключать музыку и убегать. Потом я танцевала только в своей комнате и только закрывшись. Помню, мама говорила, чтобы я продолжала танцевать: «мы не смотрим». В результате, у меня развился комплекс – до 8 класса школы я боялась танцевать на людях, боялась танцевать «неправильно» или некрасиво. Из-за этого в школе я очень боялась вечеринок. Хотя дома понимала, что танцую на самом деле лучше всех – с удовольствием, тонко чувствую ритм музыки и делаю очень красивые движения. Конечно, комплекс пришлось победить, но сколько нервов я попортила себе 7 лет, с ужасом идя на вечеринки.
Ситуация 2. Помню, мы приехали в гости к дедушке, и он угостил меня конфетами. Я с радостью взяла их, а папа посмотрел на меня гневно, но ничего не сказал. Его взгляд выражал стыд за меня и возмущение, но я не понимала, почему. Может я не сказала «спасибо» или надо было отказываться от конфет ради приличия? В общем, папа так и не рассказал мне, что я сделала не так, а я осталась в растерянности и стала чувствовать себя неуютно в гостях, боясь опять облажаться.
Ситуация 3. Неловкие ситуации повторялись – как-то в гостях я разбила блюдце и опять получила от родителей уничтожающие взгляды. С тех пор в гостях я если и двигаюсь, то незаметно и неуверенно, а часто стою как истукан, и вообще как-то не очень «несу себя» в пространстве.
Ситуация 4. У дедушки в гостях было много родственников. После обеда, когда все еще сидели за столом, папа обратился ко мне шепотом (при всех!): «иди помой ротик». У меня вокруг рта действительно было воспаление или диатез, поэтому нужно было содержать кожу в чистоте. Папин шепот привлек общее внимание. Я видела недоумение: что это он ей сказал? Никто не понял, почему о такой ерунде надо было говорить шепотом, в конце концов в обществе это неприлично. Я же чувствовала себя как обкаканная – папа стыдился меня. Неужели нельзя было сказать то же самое обычным голосом?
Ситуация 5. Меня стыдились не только родители, но и старший брат. Когда кто-то звонил в дверь, он грубо запрещал мне открывать её, говорил, что это к нему. Так продолжалось всю жизнь, с детского сада до окончания школы. Я видела, что он стесняется меня перед друзьями. Брат не рассказывал, в чем дело, и я опять комплексовала: неужели я плохо одета? Не причесана? Говорю глупости?
Ситуация 6. Еще я очень любила петь, особенно одна – комплексы... Как-то брат вернулся домой, а я не услышала и как раз в это время распевалась. Он вошел и беспощадно раскритиковал мой голос. С тех пор я не то что петь, говорить не люблю при людях. Это сильно мешало мне в школе, университете и сейчас на работе. У нас на работе организованны курсы по культуре речи и голосу для продавцов. Я изъявила желание посещать курсы, тем более что молодая актриса учит эффективно использовать свой речевой аппарат и красиво поставить голос. Но так как рабочее пространство в офисе организовано как open-air, я смущалась и боялась что меня услышат. Преподавательница не выдержала и сказала: «Боже мой! Как же ты боишься своего голоса!». Когда я по долгу работы провожу обучение для групп от 6 до 20 человек, этот процесс превращается в психологическую пытку и борьбу с голосом.
Ситуация 7. Когда мы детьми проводили лето в деревне, я была в компании самой младшей. Я, уже с комплексами, не могла рассказать анекдот, пошутить, да вообще сказать что-либо при всех. Я очень боялась привлечь внимание и облажаться. Но я не могла быть отщепенкой и заняла нишу хвостика своих братьев и сестер. Единственное, что мне оставалось – смеяться за компанию. Брат часто смотрел на меня с ненавистью и стыдом, но ничего не говорил. Как-то он сказал родителям, что я поддельно смеюсь и ему за меня стыдно.
Я и сейчас только догадываюсь, почему меня стеснялись: наверно я неуклюже выражала себя, разговаривала нервным задавленным голосом, и не к месту смеялась – хотя это следствия их обращения со мной. Родители не помогали мне – мол, догадайся сама, в чем ты облажалась. Никто не исправлял меня, не учил и не показывал, как лучше себя подать. Молчаливые говорящие взгляды а также ругань делали мне больно и не решали проблемы, а сама я с ними не могла разобраться.
Правильнее было говорить, объяснять мне с уважением, не делая трагедии, доброжелательно как надо себя вести, и делать это тут же на людях, можно было обращать ситуации в шутку. Но... Родители избрали другую тактику: или молчать и смотреть «говорящим» взглядом или ругать меня. В результате, я стала бояться общества и старалась забиться в угол, чтобы никак не проявлять себя и чтобы родителям не было за меня стыдно.
Итог: из-за того, что меня с раннего детства стыдились родители и брат, из-за того что с раннего детства мне нанесли травму униженного и не вылечили её, я, уже взрослый человек:
• Боюсь своего голоса, стесняюсь говорить и петь в компании больше чем 2 человека, испытываю трудности на работе при обучении групп – начальник мной не слишком доволен.
• Стесняюсь ходить в гости, бывать на праздниках, забиваюсь в угол, боюсь привлечь внимание, боюсь сделать что-то не так или ляпнуть не то, не учавствую в конкурсах (на корпоративках и свадьбах), теряюсь когда на меня смотрят несколько человек одновременно.
• Боюсь свободно двигаться, чувствую себя скованно и неуверенно, тушуюсь.
• Стыжусь вышеуказанных комплексов перед мужем – ему наверно было бы приятнее видеть меня более уверенной в обществе его родствеников и друзей.
И это еще не все случаи и комплексы, это только одна травма! Вместо того, чтобы идти вперед, я трачу время и энергию на элементарную социальную адаптацию.
Выводы: не бывает детского и взрослого воспитания, принципы одинаковы для любого возраста, а последствия ошибок воспитания в первые три года могут быть необратимыми или очень сильно тормозить ребенка в развитии. Как говорится, начинай с мыслью о конце. Если правильно, последовательно, целеустремленно, непротиворечиво воспитывать ребенка с самого рождения, то никаких кризисов и комплексов не будет.
Травмы возникают из-за того, что родители перекраивают характер ребенка, не считаясь с его индивидуальностью. Они воспитывают ребенка по своему образу и подобию, переносят на ребенка свои фильтры восприятия действительности, свои несбывшиеся мечты (недостигнутая профессия), свои комплексы и травмы.
Ошибки родителей:
Они считают, что еще полно времени, характер ребенка будет долго формироваться, всегда можно успеть воспитать его как надо – тем временем посеянные семена комплексов отлично проростают в ребенке, пока родители расслабляются и не следят в первую очередь за собой.
Они считают ниже своего достоинства (или по другим причинам, например, что они и так достаточно опытные) обращаться за помощью к книгам, искать советы психологов, развиваться в первую очередь самим и исправлять свои недостатки, а вместе с ними и помогать своему ребенку.
Как вылечить травмы? Ответ ищите в книге Лиз Бурбо «Пять травм, которые мешают быть собой».

Комментариев нет:

Отправить комментарий